Деятельность

Видео:

Мастер-класс по читательской грамотности от учителя русского языка и литературы Салтыковой Т. Ю.

17.10.2022 в школе №9 в рамках работы региональной стажировочной площадки прошёл семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся», на котором присутствовали представители школ города, ЦРО Управления народного образования г.Дубны  и ЦНППМ г.Дмитрова.

Семинар-практикум был построен по модели урока технологии РКМЧП: вызов-осмысление-применение-рефлексия. В качестве проблемы, которую и предстояло решить на семинаре, была выдвинута насущная потребность в соединении задач традиционного урока и формирования функциональной грамотности. Как можно реализовать этот союз? Как проявляется функциональная грамотность человека в реальной жизни? Какие школьные знания, умения и навыки действительно будут востребованы выпускником?

Участникам семинара-практикума были предложены методические идеи для сближения учебного материала и  его практической пользы.

На этапе применения знаний разделившиеся на предметные группы педагоги искали наиболее интересные и эффективные приемы изучения отдельных тем по литературе, математике и географии. Была поставлена задача придумать такие задания, которые позволили бы не только получить предметные результаты, но и извлечь из полученных знаний практическую пользу. Опробировав свои идеи на смежных группах, участники выбрали наиболее удачные формы изучения учебного материала и представили их всем присутствующим. Так, «литераторы» предложили кейс «Приём на работу» при изучении в 8 классе биографии и творческого пути М.В.Ломоносова. на основе статьи учебника ученики могли бы заполнить резюме за М.В.Ломоносова или выбрать на основе его данных подходящую работу.

«Математики», знакомясь с темой «Площадь прямоугольника» в 5 классе, обнаружили острую потребность в знаниях по этой теме при покупке квартиры и ее ремонте. Именно на этом и были построены различные задания, позволяющие усвоить не только формулу для вычисления площади, но и сферы применения своих умений.

Изучение темы «Способы изображения земной поверхности» в 5 классе вдохновила «географов» на создание кейса «Дорога в школу», который основывался на проблеме частых опозданий ученика в школу. На основе карты Дубны можно просчитать не только возможный или оптимальный путь, но и временные затраты, и даже финансовые.

Участники получили раздаточный методический материал, который сам по себе является наглядным примером различных приёмов работы с информацией.

Ожидаемый практический результат был достигнут.  Отзывы о семинаре, оставленные участниками на этапе рефлексии в виде синквейна и таблицы «+ и –» положительные.

Неделя функциональной грамотности

7 декабря в рамках реализации программы стажировочной площадки по формированию функциональной грамотности в школе №9 прошел семинар-практикум «Возможности учебных дисциплин разных предметных областей для формирования читательской грамотности». Присутствовали на семинаре учителя и члены управленческих команд. Куратор стажировочной площадки школы №9, заместитель директора по УВР Т.Ю.Салтыкова в своем выступлении обозначила наиболее острые дефициты, которые проявляются в ходе проведения метапредметных диагностических работ, а также показала возможные и универсальные пути ликвидации этих дефицитов на разных предметах. Учитель физики Коваль В.М., учитель биологии Филиппова М.В. и учитель обществознания Коршунов И.Ю.  проиллюстрировали тезисы первого выступления практическими приемами работы на уроке, направленными на активизацию деятельности каждого ученика, достижение осознанного усвоения знаний и возможность их практического применения при решении нестандартных задач, приближенных к тем, что могут встретиться в жизни. Красной нитью всех выступлений прошел тезис о том, что школа должна учить мыслить.

Для учащихся 10-11 классов проведен урок по финансовой грамотности «Что такое кредит и как оценить его условия». Учитель обществознания И.Ю.Коршунов в рамках урока представил историю понятия «Кредит», старшеклассники познакомились с условиями взятия кредита и смогли сами в форме деловой игры выделить условия, на которые нужно обращать внимание при взятие кредита». На практике сравнили условия предоставления кредитов в  разных банках, через их официальные сайты.

Для учащихся 7-8 классов на уроках информатики были рассмотрены темы «Цифровая грамотность» и «Безопасность в сети Интернет». Ребята вместе с учителями обсудили составляющие цифровой грамотности, совершили совместный экскурс по Школьному порталу и его приложениям.

В течение всей недели педагоги школы проводили уроки с включением в них элементов ФГ. Свободные учителя имели возможность посетить уроки своих коллег. Результатом этого марафона станет банк разработок уроков с включенными в них заданиями в формате PISA и РДР.