Семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся»
17 февраля в школе №9 в рамках работы региональной стажировочной площадки прошёл семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся», на котором присутствовали представители школ города, ЦРО Управления народного образования г.Дубны и ЦНППМ г.Дмитрова.
Семинар-практикум был построен по модели урока технологии РКМЧП: вызов-осмысление-применение-рефлексия. В качестве проблемы, которую и предстояло решить на семинаре, была выдвинута насущная потребность в соединении задач традиционного урока и формирования функциональной грамотности. Как можно реализовать этот союз? Как проявляется функциональная грамотность человека в реальной жизни? Какие школьные знания, умения и навыки действительно будут востребованы выпускником?
Участникам семинара-практикума были предложены методические идеи для сближения учебного материала и его практической пользы.
На этапе применения знаний разделившиеся на предметные группы педагоги искали наиболее интересные и эффективные приемы изучения отдельных тем по литературе, математике и географии. Была поставлена задача придумать такие задания, которые позволили бы не только получить предметные результаты, но и извлечь из полученных знаний практическую пользу. Опробировав свои идеи на смежных группах, участники выбрали наиболее удачные формы изучения учебного материала и представили их всем присутствующим. Так, «литераторы» предложили кейс «Приём на работу» при изучении в 8 классе биографии и творческого пути М.В.Ломоносова. на основе статьи учебника ученики могли бы заполнить резюме за М.В.Ломоносова или выбрать на основе его данных подходящую работу.
«Математики», знакомясь с темой «Площадь прямоугольника» в 5 классе, обнаружили острую потребность в знаниях по этой теме при покупке квартиры и ее ремонте. Именно на этом и были построены различные задания, позволяющие усвоить не только формулу для вычисления площади, но и сферы применения своих умений.
Изучение темы «Способы изображения земной поверхности» в 5 классе вдохновила «географов» на создание кейса «Дорога в школу», который основывался на проблеме частых опозданий ученика в школу. На основе карты Дубны можно просчитать не только возможный или оптимальный путь, но и временные затраты, и даже финансовые.
Участники получили раздаточный методический материал, который сам по себе является наглядным примером различных приёмов работы с информацией.
Ожидаемый практический результат был достигнут. Отзывы о семинаре, оставленные участниками на этапе рефлексии в виде синквейна и таблицы «+ и –» положительные.