ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).

Категории лиц, имеющие право писать сочинение:
  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, до 1 сентября 2013 года),
  • граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Категории лиц, имеющие право писать изложение:
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Сроки написания итогового сочинения в 2019/20 учебном году:______________


Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :

выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).

  •  МБОУ СОШ №9, г. Дубна, ул. Сахарова, д.17, каб. № 312. 

 выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г.Дубны.

  • Ответственный за регистрацию: Н.М.Минаева, начальник отдела общего образования

Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (________________________):

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

  1. соответствие теме;
  2. аргументация, привлечение литературного материала;
  3. композиция;
  4. качество речи;
  5. грамотность.


Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.

Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:

1.«Война и мир» – к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

2.Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и  справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

3.Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

4.Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

5.  Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».